Изумительный ансамбль ландшафтных и архитектурных произведений искусства величайших мастеров - Бенуа, Штакеншнейдера, Растрелли - на протяжении нескольких столетий создававших летние резиденции для членов императорской семьи и знатнейших русских вельмож! Жемчужина русского барокко и ампира, русский Версаль!
http://rctrostov.ru/index.php/prigorody/193-petergof#sigFreeIdb866eb3b44
Петергоф» - памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков — бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года.
После Октябрьской революции 1917 года Петергоф превратился в крупный просветительский центр. В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты варварски разрушили дворцы и парк. Восстановление началось с первых же дней после освобождения, и сегодня этот природный и рукотворный шедевр принимает своих гостей, восхищая и удивляя их, как прежде. Современный статус музей-заповедник получил в 1990 году, и в этом же году архитектурно – парковый ансамбль "Петергоф" был внесен во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2008 году признан одним из 7 чудес России. Современный статус музей-заповедник получил в 1990 году.
Дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.
О Большом дворце в целом
Большой дворец, воссозданный после Великой Отечественной войны, предстает перед нами во всем своем великолепии.
Тронный зал — самый большой зал дворца. Его площадь — 342 кв. м, а высота почти равна ширине. Важнейшим элементом декора этого зала также является живопись — прекрасные портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и родственников Петра I, выполненные Г. Бухгольцем.
Дубовый кабинет Петра I, замыкающий обзор парадных интерьеров Большого дворца, сохранялся как историческая реликвия при всех перестройках дворца, и с максимальной достоверностью воссоздан после Великой Отечественной войны.
Мебель кабинета — шкаф-бюро, стулья и кресла — типичны для первой трети XVIII в. Зеркала, чернильница, шандал, походные часы, английская сфера-глобус — это подлинные предметы 1720-х гг.
Одновременно с началом строительства Большого дворца на высокой береговой террасе перед его южным фасадом начато создание Верхнего регулярного сада, а на нижней террасе перед северным фасадом заложен Нижний парк. Регулярные, или французские, парки создавались в первой половине XVIII в., что соответствовало господствующему тогда стилю барокко. Для них характерна строгая геометрическая планировка: симметричное расположение отдельных элементов (партеров, боскетов, фонтанов, беседок); подстриженные деревья и кустарники; аллеи, пересекающиеся под прямым углом или расходящиеся веером.
Большой дворец был изначально композиционным центром великолепного ансамбля, а самой главной особенностью и отличительной чертой Верхнего сада и Нижнего парка должны были стать фонтаны. Но, видимо, идея создания Большого каскада перед дворцом и устройства фонтанов возникла не сразу. В набросках 1714 г. территория Верхнего сада уже обозначена, но даже в проекте его планировки, разработанном И. Браунштейном к 1716 г., нет и намека на фонтаны.
Вероятно, определенную роль в возникновении этой идеи сыграли заграничные поездки Петра I и, в частности, посещение во Франции летней резиденции Людовика XIV — Версаля в 1717 г. К этому вопросу Петр I вернулся в 1720 г., когда побывал в Ропше, в 20 км от Петергофа.
Ропшинские высоты поднимаются над уровнем моря на 100 м, на их северных склонах бьют многочисленные ключи (родники), которые впоследствии были использованы для заполнения искусственных прудов – водохранилищ. Менее чем за год по проекту талантливого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова от Ропшинских высот до Петергофа был прорыт канал длиной в 24 км, устроен водовод, сделаны шлюзы и сооружена самая оригинальная в мире система питания фонтанов без использования насосов, действующая по принципу сообщающихся сосудов. Летом 1721 г. состоялся пробный пуск воды на Большом каскаде и заработал один фонтан.
Первый большой праздник в новой загородной резиденции состоялся 15 августа 1723 г. в ознаменование ее официального открытия, хотя еще не все намеченные работы были завершены. Но к этому времени уже был построен Большой дворец и Большой каскад, прорыт Морской канал, закончен дворец Монплезир и сложились основные элементы Верхнего сада и Нижнего парка.
Петр I лично показывал «господам чужестранным министрам» свой «приморский парадиз». По свидетельству очевидцев, «особенно хороши были фонтаны, изобилующие водой».
В последующие без малого три столетия фонтанная система Петергофа совершенствовалась, но принцип ее действия остался тот же. Сейчас общая длина каналов водовода превысила 50 км. 18 прудов, вмещающих около полутора миллионов кубометров воды, обеспечивают действие 150 фонтанов и 4 каскадов.
Весь комплекс дворцово-паркового ансамбля можно условно поделить на три крупные составляющие (Большой дворец, Верхний сад и Нижний парк), органично связанные между собой. Нижний парк, в свою очередь, включает в себя ансамбль центральной части, ансамбль восточной части, ансамбль западной части (границы которых также весьма условны).
Верхний сад
Регулярный сад (15 га) к югу от Большого дворца разбит в 1714—1724 году по плану архитектора Б. Растрелли. 5 прудов, фонтаны (5 фонтанов и каскад: фонтаны Квадратных прудов, фонтаны «Межеумный», «Дубовый» и фонтан «Нептун» с каскадом Аполлона), статуи и трельяжные беседки.
Нижний парк
Регулярный парк (102 га) на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Морской канал от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части. В парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей: Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, Большая оранжерея с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами «для поваренных трав», дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны (более 150 фонтанов и 4 каскада): Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним, парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады», Морской канал с Аллеей фонтанов, каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида», фонтаны-шутихи, каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый», «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».