RostovskiCentrTurismaNG

тел.:                   8 (863) 229-19-11 
тел./факс:      8 (863) 280-46-10
тел./моб.:       +7-958-575-43-30

ГербВладимир - один из древнейших русских городов. Основан в 1108 г. как крепость князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом как стратегически важное для защиты от иноземцев поселение. Для защиты юго-восточных границ Ростово-Суздальского княжества была построена крепость, положившая начало городу. Было выбрано место на левом берегу реки Клязьмы, на возвышенном плато, которое с севера было защищено рекой Лыбедьей, а с запада и востока - крутыми оврагами. В середине 12 в. Владимир - вотчинное владение князя Андрея Боголюбского, который в 1157 перенёс сюда столицу Владимиро- Суздальского княжества.В 12 - начале 13 вв. во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская школа архитектура и живописи.

Областной центр - город Владимир. Город над Клязьмой-рекой гордится своими памятниками прошлого. Владимир - город с богатейшей и очень интересной историей, город, выстоявший набеги татаро-монгол, поляков, немцев. Во Владимире до сих пор сохранились уникальные памятники, сейчас занесенные в список наследия ЮНЕСКО.

Сейчас Владимир - это бурно развивающийся город, сохранивший как памятники старины, так и приветствующий возведение новых сооружений в стиле модерн. В мире он известен своими сувенирами. Это изделия из бересты, дерева, ткани (платки, полотенца, лоскутное шитье), украшения из камней и финифти, хрусталь, лаковые миниатюры. Особый восторг у приезжих вызывают сувениры с изображением памятников архитектуры: Золотых Ворот, Успенского собора, Покрова на Нерли и Боголюбова.

Золотые ворота (1164 г.) - редчайший памятник русского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при Андрее Боголюбском и роста стольного города Владимира. Золотые ворота включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 гг. княжескими градодельцами. Валы, примыкавшие с боков к массиву ворот, были рассыпаны в XVIII в. для устройства объездов; по углам ворот появились круглые ложноготические башни с пристройками между ними, свод ворот и церковь над ним тогда же были переложены. Однако и теперь ясно ощущаются первоначальные формы и величие архитектуры Золотых ворот.

Основу здания составляет огромный белокаменный четверик с глубокими нишами на боковых стенах, усиливавшими сцепление здания с насыпью валов (остаток вала сохранился к югу от Золотых ворот - Козлов вал). Проем ворот необычайно высок (уровень земли во время их постройки был ниже современного на 1,5-1,7 м). Его свод поддерживают арки, опирающиеся на плоские лопатки. Большая высота проезда, ослаблявшая обороноспособность сооружения, свидетельствует о замысле зодчих сочетать в одном здании функции торжественной триумфальной арки, вводившей на главную улицу севернойВладимир столицы, и узла обороны города. На половине высоты проезда сделана арочная перемычка, к которой примыкали тяжелые створы дубовых ворот (сохранились огромные кованые петли и гнездо от засова). Они были окованы золоченой медью, поэтому и все сооружение получило название Золотых ворот. На уровне перемычки в большие квадратные гнезда были заложены мощные балки оборонительного настила, с которого воины могли обстреливать противника из луков, лить вар, спускать камни. На настил попадали по каменной лестнице в толще южной стены через арочный выход, видный в пролете ворот. Выше лестница шла на огражденную зубцами бруствера верхнюю боевую площадку с небольшой Ризоположенской церковью.

Подобные Золотым белокаменные Серебряные ворота стояли на противоположном восточном конце крепости. Они отмечали главную ось городского ансамбля – продольную улицу. Остальные семь ворот-башен города были деревянные.

Успенский собор, расположенный на высоком краю городского холма над рекой, был крупнейшей постройкой и центром архитектурного ансамбля древнего Владимира, становящегося с 1158 г. центром сильного княжества, вступившего в борьбу за господство на русской земле. Обстраивая свою столицу, князь Андрей Боголюбский стремился соперничать со славой «матери градов русских» - Киева. Он всячески подчеркивал общерусское значение нового храма. Успенский собор был выше киевского Софийского собора. Первоначальное здание собора (1158-1160 гг.) пострадало от пожара в 1185 г. и было обстроено с трех сторон галереями. Старый собор оказался внутри нового. Его фасады с украшенным фресками колончатым поясом и стройными щелевидными окнами видны изнутри галерей. Некоторые из сохранившихся резных камней с его фасадов были перенесены на стены галереи. Собор был одноглавым с обширными хорами в западной части. Его интерьер, сверкавший драгоценной утварью и красочной росписью, был богато освещен и праздничен.

После перестройки в 1185-1189 гг. Успенский собор стал еще более величественным. Его масштабы отвечали вкусам эпохи Всеволода III - времени высшего могущества Владимирской земли. Огромный ступенчатый объем собора, завершенный торжественным пятиглавием, соответствовал сильно разросшемуся городу. Галереи предназначались для княжеско-епископской усыпальницы. В их стенах сделаны полукруглые ниши для гробниц. Интерьер собора стал более сумрачным. Свет уступил полумраку мавзолея. В архитектуре собора сказалось влияние церковных вкусов - она сурова и строга, декоративная резьба применена очень скупо. Собор включался в ансамбль зданий епископского двора.

Строители Успенского собора - владимирские мастера князей Андрея и Всеволода показали себя выдающимися архитекторами, создавшими один из лучших памятников русского зодчества.

В 1238 г. собор пострадал при разгроме и сожжении города татаро-монгольскими ордами. Однако он сохранил значение главного храма Северо-Восточной Руси: собор был кафедрой митрополита, в нем происходил обряд вокняжения великих князей. В 1408 г. собор был украшен живописью присланным из Москвы гениальным художником Андреем Рублевым. Его фрески вместе с фрагментами росписи XII в., расчищенные советскими реставраторами, стяжали собору славу музея древней монументальной живописи. Успенский собор считался прекраснейшим зданием древней Руси. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. Огромный иконостас Успенского собора во Владимире сделан в 1773 г. Колокольня (1810 г.) связана с собором, встроенным в 1860 г. теплым Георгиевским храмом.

Дмитриевский собор (1193-1197 гг.) был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода Большое Гнездо, располагавшегося на высокой южной кромке городского холма. Первоначально собор опоясывали галереи, а к углам примыкали пристройки в виде башен с лестницей для входа на хоры и переходы к дворцу.

Построенный по обычной схеме четырехстолпного одноглавого храма Дмитриевский собор блещет поразительной красотой спокойных и мужественных стройных пропорций и торжественностью своего резного убора. На глади стен нижнего яруса рисуются лишь перспективные порталы с резными полукруглыми завершениями - архивольтами. Выше, вплоть до барабана главы, фасады покрыты сплошной резьбой, напоминающей пышную узорчатую ткань, отороченную бахромой колончатого пояса, в котором помещены фигуры святых. Расположение рельефов горизонтальными рядами подчеркивает величественную неподвижность и царственность здания. Центром композиции резного убора является фигура библейского царя Давида в средних закомарах фасадов. Вокруг размещены изображения зверей и чудищ, всадников и птиц, причудливых трав и цветов; среди них очень мало изображений церковного характера. Резной убор имел преимущественно декоративное значение. Он гармонично сочетается с архитектурными формами, не отягощая и не затемняя их. В восточной закомаре северного фасада помещен скульптурный портрет строителя собора - князя Всеволода с сыновьями. В восточной закомаре южного фасада центральное место занимает рельеф, изображающий легенду о вознесении Александра Македонского, - сюжет, связанный с обожествлением царской власти. Дмитриевский собор с необычайной силой воплощает мысль о величии владимирского князя и его земли, апофеоз их могущества.

Скульптурное убранство, собора создано владимирскими резчиками, использовавшими в качестве образцов многообразные произведения русского и зарубежного прикладного искусства. В резьбе сказываются две манеры: одна, более плоскостная, говорит о еще живых навыках деревянной резьбы, другая - свидетельствует об овладении новым материалом - камнем и об умении создавать высокий округлый рельеф. В отличие от скульптурного убранства романских соборов убор Дмитриевского собора характеризуется ясностью и целостностью композиции, сказочной декоративностью. Дмитриевский собор - гениальное творение русских зодчих и скульпторов XII в.

На сводах, под хорами собора, сохранились замечательные фрагменты фресковой росписи XII в. («Страшный суд»), исполненной большой артелью живописцев во главе с выдающимся греческим мастером и его даровитым русским учеником.

В юго-восточной части Владимирского Кремля расположен Рождественский монастырь. Он основан в 1191 г. князем Всеволодом III. До 1744 года существовал как мужской монастырь, с середины XVIII века - как архиерейский дом.

К сожалению, самые древние сооружения Рождественского монастыря не сохранились. Из существующих построек самой приметной является Христорождественская церковь XVII в., перестроенная в 1866 г. Храм расположен в северной части ансамбля. В его архитектуре присутствует влияние позднего барокко.

С востока к этой церкви примыкают Святые ворота начала XVII в., дошедшие до настоящего времени с изменениями. Далее на этой же линии расположен корпус казенных келий, поставленный во 2-й половине XVII в. К востоку от него находится здание семинарии.

В западной части Рождественского монастыря находятся двухэтажные архиерейские палаты с флигелями по сторонам. Они построены в середине XVIII века в формах раннего барокко, о чем свидетельствует своеобразный декор фасадов и колпаковая кровля. Под углом к архиерейскому дому в южной части монастыря расположено здание братских келий с больничным корпусом. Когда-то рядом с ним находилась Соборная площадь с белокаменным храмом Рождества Богородицы (1192-1197 гг.) и высокой колокольней с курантами (XVII в.).

Троицкая церковь (1913-1916 гг.) - одна из последних церковных построек губернского Владимира. Здание сооружено в «псевдовизантийском» стиле. Состоит из двух соединенных объемов: собственно церкви и колокольни. Ступенчатый верх храма венчает шлемовидная глава; западный объем - колокольни - несколько ниже. Постройку украшают декоративные пояски и поребрики, сама "крестовая" кладка кирпича. Богослужение в Троицкой церкви прекратилось в 1928 г. В настоящее время в здании располагается музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки.

www.vladimirgid.ru