RostovskiCentrTurisma

тел.:                   8 (863) 229-19-11 
тел./факс:      8 (863) 280-46-10
тел./моб.:       +7-958-575-43-30

ГербГусь-Хрустальный относится к малым городам России, однако является центром отечественного стеклоделия.В городе и районе 14 стекольных предприятий. Среди них всемирно известные: Гусевской Хрустальный Завод, стекольный завод им. Дзержинского, завод "Стекловолокно". На базе Государственного научно-исследовательского института стекла был открыт опытный стекольный завод.

Работает завод Кварцевого стекла, на котором выращивается искусственный кварц. А также открыт завод по переработке стеклобоя – «Дорстекло».

На заводах города выпускается практически вся возможная продукция из всех существующих видов стекла: оконное и зеркальное стекло, техническое стекло, автомобильное и бронированное стекло, стеклоткань, а также изделия из простого, цветного, накладного стекла и хрусталя, сувениры, декоративная пластика, уникальные авторские произведения. Изделия отличает особый неповторимый стиль, создаваемый мастерами Гусь-Хрустального на протяжении почти 250 лет, по которому безошибочно можно отличить их от продукции других мировых и российских производителей художественного стекла.
Династия Мальцовых

Хрустальная история города началась, как это ни странно, с заботы Российских властей об охране природы, а именно подмосковных лесов. В 1747 году вышел Сенатский указ, запрещавший строительство стекольных и железных заводов вблизи Москвы в целях сохранения лесных массивов, было приказано также удалить от столиц не менее чем за 200 верст некоторые существующие заводы. В списке ликвидируемых заводов числилась стеклянная и хрустальная фабрика содержателей Мальцовых в Можайском уезде. В результате чего в 1756 году одним из крупнейших стеклопромышленников России, Акимом Васильевичем Мальцовым, на реке Гусь был основан хрустальный завод, положивший начало нынешнему городу.
С именем Акима Мальцова связано возникновение стеклозаводов в мещерских лесах Владимирской губернии.
После смерти А.В.Мальцова все хозяйство перешло к его жене Марии Васильевне, которая ежегодно расширяла производство, в том числе прикупая новые владения. Впоследствии Гусевский завод достался одному из ее сыновей - Сергею, который также способствовал развитию стекольного дела. Его сын, Иван Сергеевич, пошел по дипломатической части, служил в Министерстве иностранных дел. В 1828-1829 годах он был первым секретарем русского посольства в Тегеране, во время разгрома русской миссии и убийства А.С.Грибоедова Мальцову удалось спастись.Гусь-Хрустальный

Служба в министерстве иностранных дел, частые поездки в зарубежные командировки для выполнения различных дипломатических поручений по странам западной Европы использовались Иваном Сергеевичем для ознакомления с состоянием дел с стекольном производстве этих стран и для налаживания деловых связей. На своих заводах Мальцов применял все технические новшества, появлявшиеся в Европе. Посещая стекольные производства в Богемии, Мальцов обратил внимание, что богемские мастера используют для изготовления стекла чистые составные материалы, делающие эти изделия исключительными по своей белизне и красоте.
Становление города
С именем Ю.С.Нечаева-Мальцова связано не только дальнейшее развитие стекольного производства в Гусе, но и застройка всего города. Именно при нем Гусь-Хрустальный стал таким, каким мы его видим сейчас.

Были построены новые корпуса фабрик, каменное здание больницы, училище для рабочих, мальцовское ремесленное училище, богадельня, дома для рабочих.

При Ю.С.Нечаеве-Мальцове город стал именоваться Гусь-Хрустальным, был возведен великолепный Георгиевский собор по проекту архитектора Л.Н.Бенуа.

Храм украшен картиной В.М.Васнецова "Страшный суд" и мозаикой "О тебе радуется, Благодатная!", выполненной В.А.Фроловым по эскизу В.М.Васнецова.

Новый владелец мальцовских заводов активно занимался благотворительностью, он основал во Владимире Техническое училище имени дяди, И.С.Мальцова, в селе Березовка - церковь в память убиенных в Куликовской битве, в Москве, на Шабаловке - дворянскую богадельню имени отца, С.Д.Нечаева. Юрий Степанович был широкообразованным человеком, он являлся вице-председателем Общества поощрения художеств и субсидировал журнал "Художественные сокровища России".

Юрий Степанович умер бездетным, он завещал остатки своего состояния родственнику - графу И.Н.Игнатьеву. В 1918 году все предприятия были национализированы, а в 1931 году фабричный поселок был преобразован в город Гусь-Хрустальный.

Музей ХрусталяМузей

В далеком прошлом, хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов, спустя века его предсказания сбылись, разве что теперь туристы съезжаются посмотреть не столько на храм, сколько на Музей Хрусталя, расположенный в этом храме.
Архитектура музея

Самой яркой достопримечательностью города Гусь-Хрустальный является Музей Хрусталя, который находится в величественном памятнике архитектуры конца XIX - начала XX веков - Георгиевском соборе.
Собор построен в 1892-1895 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа в псевдорусском стиле. Сам архитектор писал: "В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений".
Здание было спроектировано трехнефной базиликой - высокий средний неф и низкие боковые. Колокольня венчалась легким и нарядным шатром, вознесенным на высоту 45 метров. Среднему шатру отвечали меньшие боковые. Трехшатровая композиция перекликалась с тремя главами на алтарной восточной стороне.

Колокольня не сохранилась до наших дней. Не восстановили ее, к сожалению, и реставраторы. Но сохранившиеся фотографии вызывают в памяти образы ярославского зодчества XVII века. Л.Н. Бенуа создал высокопрофессиональный, мастерский образец "русского стиля".

В своем творении Л.Н.Бенуа соединил лучшие традиции западноевропейской и русской культуры.
Внутренняя отделка

Внутренняя отделка была не менее впечатляюща, чем внешняя.
Для отделки храма был приглашен уже известный к тому времени художник В.М. Васнецов. Он написал 5 картин для Георгиевского собора. К сожалению, сохранились лишь две работы художника: огромное полотно «Страшный суд» размером 49 квадратным метров и мозаика «О тебе радуется, Благодатная…».
«Страшный суд» - это одно из немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить его навсегда.
Мозайка, для которой В.М. Васнецов написал эскизы, выполнена из маленьких кусочков разноцветного стекла и украшает алтарную часть собора.

В журнале "Художественные сокровища России" за 1905 год П.Гнедич писал: "Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые, московского письма, иконы... Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Маль-цова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда".
Музей в храме

Как действующая церковь, храм Святого Георгия просуществовал недолго. Почти сразу после революции 17-го года он был закрыт и долгое время его занимали общественные организации и лишь в 1970 году храм был взят под охрану государства. В течение 11 лет в нем велись реставрационные работы. После их окончания в 1983 году в нем открыли Музей Хрусталя.

В основу экспозиции музея Хрусталя были положены изделия из образцовой комнаты, которая находилась на хрустальном заводе.
С первых дней существования завода, в образцовой комнате собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась на заводе. Поэтому в музее можно увидеть и массовую продукцию хрустального завода, и уникальные авторские работы художников.

В первые годы существования завод выпускал продукцию из простого поташного стекла, украшая её в технике гравировки. В начале 19 века появляется настоящий свинцовый хрусталь. Свинцовый хрусталь – это прежде всего стекло с определенным содержанием окиси свинца, что и придает изделиям их хрусталя металлический блеск. Чистый хрусталь необыкновенно певуч. Стоит только подуть на тонкий хрустальный бокал, как он зазвенит мелодичным «малиновым» звоном. Комбинируя различное сочетание граней, мастера-алмазчики создают на изделиях из хрусталя алмазный рисунок.

Удивительны изделия XVIII века. Тяжелые графины, фужеры с глубокими алмазными гранями, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. Стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведенная до совершенства. Талантливые мастера-резчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева.

В середине XIX века появляется стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле "азиатского" рынка, кумганы, кальяны.
Уникальны многослойные вазы, вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э. Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми "рисованными" пейзажами, датируемые началом XX века.

Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.

В музее широко представлен советский период. Изделия 1920-х годов с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками просты и лаконичны по своей форме.
Новые сюжеты рисунков носят тематический характер, отражая те или иные события, происходившие в стране - "Пятилетка в 4 года", "20 лет Октября", "Спартакиада народов СССР", "850 лет Владимиру".
В 70-е годы завод выпускает продукцию только из хрусталя. Продукция хрустального завода в этот период была «царством» цветного и бесцветного хрусталя и алмазной грани.

Коллекция музея не перестает пополняться уникальные авторскими работами художников хрустального завода. В своих творениях они отражают всю красоту Мещерского края.

gus-hrustal.ru