RostovskiCentrTurisma

тел.:                   8 (863) 229-19-11 
тел./факс:      8 (863) 280-46-10
тел./моб.:       +7-958-575-43-30

Кронштад (от нем. Krone — корона и Stadt — город) — город-порт в России, расположенный на острове Котлине и прилегающих к нему более мелких островахКронштадт Финского залива и дамбе. Является единственным муниципальным образованием Кронштадтского района города федерального значения Санкт-Петербург.

Население — 42 999 жителей (2010).

До 1983 года попасть на остров можно было только водным путём. В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений с северным и южным берегом Финского залива. 12 августа 2011 года был открыт 2-х километровый тоннель под Финским заливом, строительство которого осуществлялось в рамках возведения КЗС от наводнений, которые состоят из двух судопропускных сооружений, 6 водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами, 11 защитными дамбами и 25-километровой автомобильной дорогой (частью КАД).

В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание Город воинской славы


В палеозое 300—400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени — пески, супеси, глины с линзами ила или торфа — покрывают мощной толщей (свыше 200 метров) кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее Валдайское оледенение было 12 тысяч лет назад). После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7—9 м выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило и мели Финского залива превратились в острова. Остров Котлин представляет собой размытую ледниковую морену. Длина острова 11 км, ширина около 2 км. Западная оконечность затопляется во время наводнений, восточная часть приподнята за счёт подсыпки грунта. Вокруг Котлина свыше 30 островов, в том числе 23 искусственных (основания молов и бывших фортов).

Климат Кронштадта умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному. Продолжительность дня меняется от 5 часов 51 минуты 22 декабря до 18 часов 50 минут 22 июня. Для города характерна частая смена воздушных масс, обусловленная в значительной степени циклонической деятельностью. Летом преобладают западные и северо-западные ветры, зимой западные и юго-западные. Климат Кронштадта аналогичен климату расположенного рядом Санкт-Петербурга. Финский залив, несмотря на мелководность, оказывает некоторое влияние на температурный режим города. Летом, особенно в августе—сентябре, средняя температура воздуха здесь немного ниже, чем в Санкт-Петербурге (на 0,5-0,8°), а зимой — выше (на 0,5—0,6°). Несколько сильнее на побережье и ветер.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Кронштадте проживало 43 385 человек, из них мужчин — 47,1 %, женщин — 52,9 %. По оценке на начало 2010 года — 42 755 человек.

С 1323 года по Ореховскому мирному договору остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, служил границей между Новгородской землёй, а затем Россией — с одной стороны и Швецией — с другой. 27 февраля (9 марта) 1617 года по Столбовскому мирному договору остров отошёл к шведам.

В 1703 году, когда шведские корабли ушли в свои незамерзающие порты, Пётр I начал возводить на нём крепость.

Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму 1703—1704 года острове на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин — на краю фарватера со стороны материка.

В северной части залив был слишком мелок для прохода больших судов (в чём Пётр убедился, лично проверив доложенные ему результаты замера глубин). Для возведения форта на льду из хвойных пород дерева сколачивались ряжи, вокруг них прорубались проруби (майны), после чего заполнявшиеся камнями ряжи опускались под своей тяжестью на дно, создавая основу для насыпи. Возведя затем на острове и на берегу по форту, Пётр создал надёжный заслон. Работа проходила в напряжённом темпе, и уже на следующую весну шведы, открывая навигацию, с удивлением обнаружили в заливе, который они ещё недавно считали своим, откуда ни возьмись появившуюся крепость, отныне закрывшую им подход к Невской губе.

7 (18) мая 1704 года крепость была освящена и названа Кроншлот (нидерл. Kronslot — коронный замок). Этот день и считается датой основания города Кронштадта, а архитектором крепости является Доменико Трезини. Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

В 1706 году крепость дополнена Александр-шанец в западной оконечности острова. В Кронштадт на постоянное место жительство переселяли дворян, купцов с семьями и многочисленных работных людей. В это время были возведены трёхэтажный дворец Петра I (сгорел в конце XVIII века) и Итальянский дворец А. Д. Меньшикова.

7 (18) октября 1723 года на острове Котлин, в торжественной обстановке, состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

С 1720-х гг. Крондшадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота. В 1722 году сооружен форт-остров «Цитадель». В 1723-1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780-1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона[19]. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Вот как описывает Кронштадт И. Г. Георги в 1794 году:

«§ 1163. Город занимает наиболее к востоку находящуюся часть острова, велик, с множеством хороших домов, церквами, публичными зданиями; но ради великого числа малых домов, пустых мест, не мощёных, часто грязных улиц и прочего не имеет хорошего вида. Оный многолюден и имеет также Немецкую и Английскую церковь, содержит не более 204 записанных мещан; прочие жители принадлежат по большей части к флотскому штату, к таможне, и многие суть не постоянные и на время токмо поселившиеся жители.

§ 1163. Военный порт по заложению и нынешнему состоянию оного чрезвычайно достопамятен… Он болверками и т. п. укреплён и содержит славный канал Петра Великого и корабельные доки… Подле канала находятся доки, в коих 10 и более кораблей вдруг починивать можно. Для впускания и выпускания кораблей имеются при оных шлюзы.»

Значительная часть построек Кронштадта, порта и крепости была разрушена в результате наводнения 1824 года. Для руководства работами по восстановлению города был создан Комитет об устройстве Кронштадта. В результате деятельности Комитета были сооружены Гостиный двор (1833—1835), комплекс военно-морского госпиталя (1830-1840-е), арсенал (1832—1836) и другие. В 1858 году завершено строительство Пароходного завода (теперь Кронштадтский морской завод).

В 1861—1888 годах Кронштадтская крепость была перестроена по проекту военного инженера Э. И. Тотлебена. Крепость была перевооружена нарезной артиллерией.

2 ноября 1874 года здесь были учреждены Минный офицерской класс и Минная школа. 13 июля 1891 года в Кронштадт с официальным визитом пришла французская эскадра.

В октябре 1905 года в Кронштадте вспыхнуло восстание, в котором принимали участие около 3 тысяч матросов и 1,5 тысяч солдат. 26 октября город фактически оказался в руках восставших, однако отсутствие руководства и дисциплины привело к погромам винных складов, магазинов и жилых домов. 27 октября прибывшие из Санкт-Петербурга и Ораниенбаума войска подавили восстание. В результате с обеих сторон 22 человека убиты или умерли от ран, около 100 человек ранены, около 3 тысяч участников восстания арестованы (9 человек приговорены к различным срокам каторги, 67 человек — к различным срокам тюремного заключения).

17 февраля 1918 года сюда из Ревеля было начато перебазирование Балтийского флота («Ледовый поход»).

28 февраля 1921 года оказалось, что на выборах в местные советы не прошли члены большевистской партии. Это событие было квалифицировано в Москве как «Кронштадтский мятеж». 7 марта 1921 года войска под командованием Михаила Тухачевского начали обстреливать Кронштадт, бескровно восставший против большевиков. Среди требований восставших: обеспечение свободных перевыборов Советов, свобода слова и печати для рабочих и крестьян, свобода собраний, профсоюзов и объединений крестьян, освобождение политзаключённых, реализация лозунга «землю-крестьянам», разрешение кустарного производства собственным трудом.

Участник восстания С. Петриченко позднее писал: «Стоя по пояс в крови трудящихся, кровавый фельдмаршал Троцкий первый открыл огонь по революционному Кронштадту, восставшему против владычества коммунистов для восстановления подлинной власти Советов». Через 10 дней, благодаря применению тактики расстрела отступающих заградительными отрядами и стягиванию большого количества войск, правительству удалось разбить кронштадтцев.

В годы Великой Отечественной войны 23 сентября 1941 года состоялся налёт люфтваффе на Кронштадт. В ходе налёта Кронштадт понёс большие разрушения, был серьёзно повреждён линкор «Марат», другие суда, Морской завод.

Наиболее известным памятником архитектуры города является Морской Никольский собор, построенный в 1902—1913.

Помимо этого, сохранился ряд исторических построек XVIII—XIX веков: Итальянский дворец (Кронштадт), «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Арсенал (Кронштадт) (инженер Дж. Уистлер), Гостиный двор (Кронштадт). Интерес вызывает также чугунная мостовая в центре города.