RostovskiCentrTurisma

тел.:                   8 (863) 229-19-11 
тел./факс:      8 (863) 280-46-10
тел./моб.:       +7-958-575-43-30

И в летний день, цветами пестрый,
И в индевеющие пурги -
Цвети, цвети, Елагин остров,
Цветок в петлице Петербурга!
Н. Агнивцев.

Остров находится между Большой и Средней Невкой. На нем находится Центральный парк культуры и отдыха. В настоящее время ЦПКиО является самым большим парком Санкт-Петербурга, в котором можно и просто погулять, и покататься на лодке или катамаране, и испытать острые ощущения на современных аттракционах. А в Елагином дворце, как и раньше, находится музей, где можно увидеть богатые коллекции изделий из фарфора, дерева, металла и тканей, а также старинную мебель и вышивки. С недавнего времени в фонд музея перешли коллекции стеклянных изделий из бывшего музея Ленинградского завода художественного стекла.

Проходят в нем и временные выставки современного искусства. Несколько лет назад Ленинградский зоопарк проводил на острове научные эксперименты с разными видами обезьян-макак, которых на летние месяцы выпускали на один из маленьких островков в озере парка. Первое время обезьяны прятались на деревьях, но потом, осмелев, начинали подходить к берегу озера, и у посетителей ЦПКиО была редкая возможность увидеть настоящих обезьян в "дикой" природе.

В переписной книге 1500 года он вместе с современными Каменным и Крестовским островами именуется остров Сундуй. Видимо, формирование дельты Невы в то время не завершилось, и Средней Невки и Крестовки еще не было.

На шведских картах начиная с 1643 года это уже отдельный остров. Эти карты дают два варианта названия: Мистуласаари и Мустиласаари. Первое из них происходит, скорее всего, от личного имени, второе по-фински значит «черный остров» и, вероятно, представляет собой искажение первого.

В XVIII веке существовало наименование Мишин остров, известное с 1742 года. Согласно легенде, группа солдат, проводивших здесь разведку, встретила на острове медведя. В середине XVIII века за этим островом утвердилось название Лисий Нос — возможно, по вытянутой форме его западной части. Некоторое время остров называли по фамилиям его владельцев — Шафировым, затем Мельгуновым. Генерал-поручик А. П. Мельгунов, вошел в историю в основном благодаря «мельгуновскому кладу», раскопанному им в 1763 году в степи близ современного Кировограда и представлявшему собой погребение богатого скифа.

В 1780-е годы остров перешел к обер-гофмейстеру И. П. Елагину, по фамилии которого и получил современное имя. Впервые оно появляется в 1790 году в форме Елагинский остров, а с 1792-го название становится современным – Елагин. В 1786 году И. П. Елагин построил на острове усадебный дом, перестроенный в 1822 году Карлом Росси в существующий и поныне Елагиноостровский дворец. Одновременно с перестройкой дворца садовый мастер Джозеф Буш разбил на острове парк.

15 декабря 1935 года, вскоре после убийства С. М. Кирова, Елагин, Крестовский острова и остров Трудящихся (так тогда официально именовался Каменный остров) вновь получили общее название – Кировские острова. 7 июля 1993 года это имя было заменено на просто Острова, как они назывались среди петербуржцев еще в XIX веке.

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.


Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.

Пологие пандусы и широкая лестницу, украшенная чугунными львами и шарами-первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше - Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.


Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже - Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов. Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея - стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция "Русь", ваза "Нептун" (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза "Ленинградская", созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.

Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской. эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.