RostovskiCentrTurisma

тел.:                   8 (863) 229-19-11 
тел./факс:      8 (863) 280-46-10
тел./моб.:       +7-958-575-43-30

Lyzhnyi

  • это вид спортивного туризма. Лыжный туризм является еще и видом спорта. Лыжный туризм - это вид туризма, подразумевающий передвижение и преодоление естественных препятствий при помощи специальных средств — лыж.
  • это универсальный рецепт здоровья для всех людей. У лыжного туризма немало плюсов. Прежде всего, он имеет поразительно тонизирующий эффект. Нахождение на морозе активизирует эндокринные и другие важные процессы жизнедеятельности организма человека.
  • это один из самых эффективных и надежных средств развития «закаленности» сердечной мышцы и целого организма, отличный способ сохранения стройной фигуры и эластичности позвоночника. Ведь лыжник за 3-и часа пробега повторяет упражнения на упругость «для пресса» около 3000 раз!
  • это один из наиболее известных видов активного отдыха, так как большая часть РФ покрыта снежным покровом большую часть в году(в отдаленных уголках). Заинтересованность к лыжному туризму за последнее время почти не изменился. Лыжный туризм по-прежнему известен, тем более, что в настоящее время лыжные туры, организуемые турфирмами, могут предоставляться с «пятизвездочным» комфортом.

СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА

1. Лыжи
Дерево или пластик? Сейчас подавляющее большинство лыж - пластиковые, и если у вас не сохранилось старых советских лыж в кладовке, то выбор в магазине скорее всего упадет на пластиковые лыжи. Замечу, что речь идет именно о материале скользящей поверхности, поскольку в дорогих моделях внутри эффектной пластиковой "обертки" чаще всего скрывается старый добрый деревянный клин.

Для коротких однодневных прогулок по готовым лыжням как нельзя лучше подходят обычные беговые лыжи. Уровень лыж определяется в основном уровнем лыжника, но в дорогих "рэйсинговых" моделях особого смысла нет, да и жалко их обдирать о всякие неожиданные препятствия прогулочной лыжни. Вполне хватит и обычных современных лыж класса "бэккантри". Часто такие лыжи производят с насечкой на скользящей поверхности - "мультигрипом". Такая насечка ухудшает скольжение вперед, но зато частично предотвращает "отдачу" лыж на подъемах. Это своего рода послабление для тех, кто не гонится за большими скоростями на лыжне, но зато желает избавится от сложностей с "попаданием в мазь". Лыжи с гладкой скользящей поверхностью надо уметь правильно намазать, а это целое искусство, переходящее в шаманство.

Относительно недорогие прогулочные лыжи делают в Новгороде и Сортавале, широко представлены на российском рынке финские производители. У многих известных фирм, таких как Fisher, Atomic и Rossignol, есть свои недорогие модели для лыжных прогулок. Эти лыжи обычно чуть шире "рэйсинговых" топ-моделей, а по жесткости и прочим характеристикам они делятся на "классику" и лыжи для конькового хода. Для лесной лыжни предпочтительны первые, но во многом это дело вкуса. Лыжи для "конька" короче и жестче.

Следующий шаг в сторону от цивилизации - более широкие лыжи класса "туринг". Они встречаются в продаже реже. Часто мультигрип на таких лыжах делают почти по всей длине скользящей поверхности. По лыжне они идут хуже, зато на них уже можно идти по неглубокой целине или очень пересеченной местности с постоянными спусками и подъемами. Для вылазок куда-нибудь на Карельский перешеек это практически идеальный вариант.

Следующий класс лыж условно назовем "горно-туристские". Это лыжи шириной 7-8 см под грузовой площадкой, с металлическим кантом. Такие лыжи отличаются повышенной прочностью и рассчитаны на самые тяжелые условия эксплуатации: сибирские наледи, ледовые торосы, слегка присыпанные снегом каменные россыпи. К этому классу относятся легендарные лыжи "Тисса-Бескид", производимые ранее Мукачевской фабрикой. Сейчас, к сожалению, производство остановлено, и купить "Бескид" можно только случайно, "из старых запасов". На этих лыжах выросло не одно поколение туристов-лыжников. От современных импортных аналогов "Бескид" отличался деревянной скользящей поверхностью, из прочных сортов дерева, что давало определенные преимущества в походах с постоянно меняющимися снежными условиями.

К горно-туристкому классу относятся и лыжи для ски-тура. От обычных горных лыж их отличает меньший вес, часто наличие отверстия в носке и/или в пятке (для транспортировки лыж за собой на веревочке и быстрой вязки волокуш). Для передвижения по ровному месту или на подъеме в гору используют камус - специальную ворсистую ленту, приклеивающуюся к пластику скользящей поверхности. Камус достаточно легко прилепить и отлепить, в случае износа клеящей поверхности - нанести клей снова. Камус - изобретение древних охотников, только тогда для обеспечения одностороннего скольжения применяли звериные шкуры, а теперь - синтетику и последние достижения в области химии полимеров. Ски-тур и камуса оправданы в больших горах, при движении по сильнопересеченному лесу они неудобны - не будешь же и в самом деле на каждом 10-15 метровом бугре снимать-одевать камуса! Иное дело - настоящие горы: вышел утром на восхождение, полдня поднимался на камусах, на вершине или перевале камуса снял, убрал в рюкзак, застегнул специальные крепления в "горнолыжное положение" - и вниз по самым трудным склонам! Романтика...

Помимо ски-тура, есть еще лыжи для телемарка (древнего норвежского стиля спуска, последние пару десятилетий получившего второе дыхание и массовое признание в странах Скандинавии). В нашей классификации эти лыжи тоже попадают в разряд "горно-туристских". К тому же, вовсе необязательно уметь кататься телемарком, чтобы использовать эти лыжи для походов. Они прекрасно подходят - легкие, прочные, с металлическим кантом.

Более широкие лыжи, "охотничьи", для походов уже не так удобны. Как показывает практика, полностью исключить тяжелое тропление лыжни они все равно не в силах, а хождение на слишком широких лыжах неудобно. Как промежуточный вариант, одно время пользовались популярностью лыжи "Лесные" Новгородской фабрики, в основном за счет доступности по цене. Но они непрочные, без канта, и сейчас их применение в туризме свелось к минимуму.

2. Обувь и лыжные крепления
Недаром они объединены в одной главе - первое определяет второе и наоборот. Для коротких поездок, для лыжни, можно не изобретать велосипед - обычные крепления для беговых лыж, типа Ротофелло. В продаже богатый ассортимент креплений и лыжных ботинок - от самых простых и дешевых до моделей топ-класса. Недостаток такого варианта - в отсутствии универсальности: если понадобится пройти какой-то участок пешком, например, по расчищенной дороге, жесткая подошва лыжных ботинок себя покажет не с лучшей стороны. Да и жалко ходить в такой обуви по асфальту... Еще один важный момент: беговые лыжные ботинки не рассчитаны на целину, в них легко попадает снег, и защитится от этого трудно, поскольку применению бахил препятствует замок беговых креплений. Можно использовать гамаши-"фонарики", но они норовят слезть с ботинка вверх при тропежке, пущенный под подошвой ремешок быстро перетирается, а в некоторых моделях креплений его использованию мешает продольное ребро жесткости (чтобы нога при толчке жестко фиксировалась на лыже).

В результате всего вышесказанного, для более-менее серьезных походов по целинному снегу применяют туристские ботинки с бахилами и крепления совсем другого типа. Остановимся на этом подробнее.

Что такое бахилы? В самом простом варианте это мешки из плотной ткани, высотой до колена, надеваемые на ноги поверх ботинка. В более удобном варианте, выработанном поколениями - это резиновая галоша, к которой пришит тубус с молнией сзади. Галоша должна плотно сидеть на ботинке. Очевидно, что крепления должны фиксировать ногу так, чтобы не препятствовать целостности бахилы. Это достигается в тросиковых креплениях, наиболее известных как "универсальные". Такие крепления производятся отечественной промышленностью, но заводские модели вызывают нарекания по качеству металла - они слишком недолговечны. Умельцы изготавливают подобные крепления самостоятельно, заменяя тросик капроновой лентой, что делает их более ремонтопригодными. Хорошие крепления такого типа маленькими партиями производят в Новосибирске, иногда они появляются в продаже в туристских магазинах Петербурга. Другой вариант - старые импортные крепления для телемарка или старые крепления для прыжков с трамплина. Конструктивно они очень похожи, а прочность достойна всяческих похвал.

Для хождения в бахилах на универсальных креплениях подходят любые кожаные туристские ботинки, желательно с достаточно высоким голенищем и непромокаемые (с мембраной). Другой вариант - готовые бахилы с внутренним валенком, производимые для зимней рыбалки фабрикой "Красный Треугольник". Их минус - в них потеют ноги, обувь эта рассчитана на неподвижное сидение на морозе, но никак не на активное движение. Другой недостаток - недостаточная жесткость, что сказывается на спусках.

Для ски-тура применяют специальные крепления и ботинки. Крепления представляют собой гибрид горнолыжных и туристских - в положении для спуска пятка жестко зафиксирована, в положении ходьбы - поднимается над лыжей, позволяя сделать шаг. Современные крепления обеспечивают срабатывание при предельной нагрузке, как и горнолыжные; стоимость их от 100 долларов и выше. Ботинки для ски-тура применяют специальные или более распространенные (и в целом более дешевые) пластиковые альпинистские. Специальные ботинки жестче, они более приспособлены для сложных спусков, ближе к горнолыжным. Ходить по ровным участкам или подниматься в гору удобнее в альпинистских ботинках, они мягче. Бахилы в данном случае не используют, обходясь гамашами.

3. Лыжные палки
Для коротких прогулок по готовым лыжням, с легким рюкзаком за плечами, хороши высокие беговые палки. Палки для конькового хода длиннее, чем для "классики", часто - выше роста. В лесу столь длинные палки не очень удобны, лучше остановится на длине не выше плеча. Современные палки бывают пластиковые или изготовленные из разных легких металлов (алюминия, титана). Первые дешевле (несколько сот рублей), но менее долговечны. Вторые дороже, лучше, более ремонтопригодны в полевых условиях.

Одна из особенностей беговых палок - маленькие кольца, рассчитанные на твердый снег возле лыжни. На целине такие кольца проваливаются, не обеспечивая опоры. Поэтому для реальных походов нужны палки с большими кольцами, желательно съемными (чтобы была возможность замены в случае поломки). Длина палок для автономных походов меньше, чем для бега по лыжне, не превышает 145 см. Материал - только металл, никакой пластмассы, которая не выдерживает боковых нагрузок.

Для горных условий отлично зарекомендовали себя складные палки-"телескопы". Купить такие палки сейчас несложно, они массово производятся зарубежными фирмами для альпинизма и горного туризма. Палки обычно трехсекционные, максимальная рабочая длина - 145 см, минимальная в сложенном состоянии - 55 см. Особенно удобны они в сложных зимних походах по горам, на технических участках, когда лыжи уступают место альпинистскому снаряжению.

4. Одежда для лыжных походов
Основные погодные факторы, влияющие на лыжника - это холод, ветер, снег. С другой стороны, при активном движении на лыжах человек потеет, и важно, чтобы одежда хорошо дышала и отводила влагу. Одежда для коротких однодневных вылазок и для длительных походов различается.

Воскресные вылазки по лыжням предполагают схему "электричка (машина, теплая дача) - быстрый бег по лыжне - короткие привалы - возвращение в тепло". В таких условиях, во-первых, можно подгадать форму одежды по погоде - вряд ли погода сильно изменится за один день; во-вторых, можно обойтись минимумом запасных вещей. Если мороз не слишком сильный, удобны обтягивающие "лосины", для верхней части тела - легкая флисовая куртка. Под нее хорошо одеть термобелье. На голове - флисовая "полоска" или шапочка. В рюкзаке - штаны-самосбросы на случай ветра и штормовка на случай снегопада. Для отдыха на привалах - пуховая или синтепоновая жилетка. Рекомендуется всегда одевать ее на остановках, даже если жарко: очень легко простыть на морозе даже за 10 минут.

Иное дело - длительные походы. Вечером при постановке лагеря незаменима пуховка или теплая синтепоновая куртка. Для очень плохой погоды, пурги - флисовый шлем на голову, так называемая балаклава. Штормовка в зависимости от климата местности - либо хорошо дышащая для сухих морозных районов Сибири, либо из мембранных тканей для влажного Кольского полуострова, где в любой зимний день вдруг может пойти настоящий дождь. Долгое время популярностью пользовались меховые оторочки к капюшону штормовки - "опушки". Опушка защищает лицо от бокового ветра, создает микроклимат перед капюшоном. Но есть и минусы - мех сильно обмерзает от дыхания, снижает обзор. Прибавьте необходимость ручной работы по пришиванию меха. Поэтому в последние годы опушки используют все реже.

Для длительных походов необходимы теплые штаны - либо флисовые в комплекте с капроновыми, одеваемыми поверх них, либо "самосбросы" с синтетическим утеплителем. Пуховые штаны хоть и легче, но подходят меньше - их тяжело высушить, зато легко порвать со всеми вытекающими (вернее сказать, вываливающимися) последствиями. Для сложных походов штаны должны иметь прочные непромокаемые накладки на коленях и на седалище - эти части неминуемо задействованы при постановке лагеря, заготовке дров, строительстве ветрозащитной стенки из снежных кирпичей.

Отдельная и большая тема - рукавицы. Удобно иметь с собой и перчатки и рукавицы, поскольку первые позволяют производить более тонкую работу на морозе (фотографировать, расстегивать рюкзак или крепления), а вторые гораздо лучше греют. Необходимо иметь с собой запасной комплект - мокрые рукавицы на руках - верный путь к обморожению. Из материалов для перчаток предпочтителен Windblock, а для рукавиц Thinsulate в качестве наполнителя. На ладонях желательны кожаные накладки - иначе ткань быстро протирается от палок. Существует и гибридный вариант - рукавицы-"трехпалки", т.е. такие, где для указательный палец отделен от остальных. Еще одна важная деталь - длина рукавиц; крайне желательно, чтобы они полностью и надежно закрывали запястье, сантиметров на 10 заходили на рукав куртки и имели в этом месте затяжку. Именно в таких рукавицах катаются сноубордисты. Такой крой препятствует попаданию снега и предотвращает крайне неприятные обморожения запястий в сильный ветер.

5. Дополнительное снаряжение

Всегда берите с собой налобный фонарик! Зимний день короток, а искать дорогу домой в полной темноте - довольно-таки экстремальное развлечение. Удобны маленькие светодиодные фонари: их можно положить в карман и редко вспоминать о новых батарейках.

Не забывайте о солнцезащитных очках! Даже в лесу в ясный зимний день можно "сжечь" глаза, не говоря уже про весенние горы. Пусть очки в прочном чехле займут свое место в клапане вашего рюкзака. Очки должны быть иметь маркировку UV-protection.

Не пренебрегайте ремонтным набором - достаточно иметь с собой отвертку, нож, пассатижи, несколько капроновых шнурков, липкую ленту и немного проволоки. Эти предметы не занимают много места, но могут сильно выручить в случае поломок.

И конечно, носите с собой минимальную аптечку, спички и кусочек оргстекла. Последнее может весьма пригодиться в качестве растопки для костра. Оргстекло хорошо горит, долго, достаточно тонкой пластинки в несколько сантиметров длиной, чтобы разжечь костер даже из не очень сухих веток.

Автор - Константин Бекетов.